Дорожно-строительная техника для подготовительных дорожных работ

Дорожное строительство — один из важнейших видов деятельности человека. Дороги нужны хорошие, дорог нужно много, строить их надо быстро. Соответственно — без дорожной техники не обойтись. Остановимся несколько подробнее на основных видах техники, используемых при проведении подготовительных дорожно-строительных работ. Речь пойдет о бульдозерах и автогрейдерах. Бульдозер (мы говорим о дорожной машине, ибо бульдозером также называют гибочный пресс в производстве) своим названием обязан английскому слову bulldoze, что можно перевести как «разбивать», «разламывать» и т.п. Как утверждает Большая Советская Энциклопедия, бульдозер представляет собой самоходную землеройную машину, состоящую из гусеничного или колёсного тягача с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Бульдозер предназначается для послойного копания и перемещения грунтов, отходов, рыхлых материалов и т.п. В настоящее время наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики. Бульдозеры с поворотным и неповоротным отвалом различаются, как ни странно, тем, что первый обладает возможностью поворота щита, а второй — нет. Бульдозер-рыхлитель отличается только тем, что сзади на нем установлен «зуб» (или несколько «зубов»), который может опускаться при помощи гидравлического механизма, и рыхлить грунт вслед за бульдозером. На мощных бульдозерах-рыхлителях этот «зуб» оснащен дополнительным механизмом, позволяющим отклонять его в стороны, что увеличивает эффективность машины. Бульдозер-рыхлитель — незаменимая вещь при работе на плотных укатанных грунтах или в зимнее время. Бульдозер-погрузчик представляет собой компактный колесный агрегат, обладающий подвижной стрелой, на которую крепят сменное рабочее оборудование — отвал, ковш и др. В последнее время наблюдается склонность к универсализму, появляется возможность оперативно менять рабочие органы бульдозера, тем самым повышая эффективность машины. Автогрейдеры представляют собой самоходные дорожные машины, основным рабочим органом которых служит грейдерный отвал с ножами, установленный под углом к продольной оси автогрейдера и размещенный между передним и задним мостами. При движении автогрейдера ножи срезают грунт, а отвал сдвигает его в сторону. Автогрейдеры применяются в основном для «чистовых» работ: сооружения невысоких насыпей, зачистке дна котлованов, планировки территорий, засыпки углублений, очистки дорог и площадей от снега. Автогрейдеры классифицируют по конструктивной массе, типу трансмиссии, колесной схеме и типу бортовых передач. По конструктивной массе автогрейдеры бывают легкие (до 12 т), средние (до 15 т) и тяжелые (более 15 т). Колесная схема автогрейдеров определяется формулой АБВ, где А — число осей с управляемыми колесами; Б — число осей с ведущими колесами и В — общее число осей. Основные типы современных автогрейдеров по этим параметрам: 123 и 133. Автогрейдеры могут иметь механическую или гидромеханическую трансмиссию. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает плавное изменение скорости движения автогрейдера, механическая трансмиссия — ступенчатое. Бортовые передачи бывают двух типов — в виде бортовых редукторов (у легких и средних автогрейдеров) и раздельных ведущих мостов (у тяжелых автогрейдеров). Автогрейдеры — незаменимые машины, особенно в городских условиях, где гусеничные агрегаты не могут свободно перемещаться по дорожному покрытию. Бульдозер и автогрейдер — основные машины для проведения подготовительных дорожных работ. Несмотря на свою функциональную схожесть, каждая из машин по своему уникальна и незаменима.