В последние годы в сфере производства гусеничных кранов наблюдается оживление. Около 15 лет назад все крупнейшие производители сосредоточились на создании более совершенных мобильных колесных кранов. Однако, в начале 2000-х машиностроители были вынуждены признать, что в некоторых ситуациях гусеничный кран невозможно заменить ни каким другим подъемным механизмом. Именно гусеничный кран представляет собой идеальное сочетание высочайшей грузоподъемности, мобильности и высоты подъема. В настоящий момент гусеничные краны очень эффективно заменяют башенные краны при строительстве зданий средней этажности, а также автомобильные краны на нулевом цикле строительства. Самоходная техника на гусеничном ходу становится более легкой в эксплуатации, транспортировке и монтаже-демонтаже. Именно этим и определяется её растущая популярность — заявляет Юрий Волошко, менеджер региональных продаж компании «Кранснаб» (Красноярк). Управление современным импортным гусеничным краном мало чем отличается от управления автомобильным краном или экскаватором. Однако новые самоходные гусеничные краны встречаются на стройплощадках Сибири не часто. Строители используют либо подержанные краны японского производства, либо челябинские «ДЭКи».
Гусеничные краны с решетчатой стрелой у нас выпускают два предприятия Челябинский механический завод и Ульяновский механический завод №2. На наш взгляд, техника ЧМЗ заслуживает большего внимания. Краны этого производителя становятся все более популярными. Дизель-электрические краны ЧМЗ обладают весьма интересными характеристиками. Высота подъема груза достигает 45 метров. Любой кран может передвигаться вместе с грузом по рабочей площадке. Грузоподъемность при максимальном вылете стрелы составляет не менее 6 тонн.
Кстати, одна из последних моделей ЧМЗ — гусеничный кран ДЭК-361 с гидроприводом всех рабочих органов. Именно это обстоятельство ставит его в один ряд с современными зарубежными машинами, так как все крупнейшие производители уже отказались от выпуска кранов с электрическим приводом. Новый кран отличается плавностью хода и отсутствием рывков во время переключения скоростей. Специалистам ЧМЗ удалось создать кран, который при собственном весе 35 тонн может поднять 36 тонн груза (первоначально он вообще задумывался как 32-тонник). Во время испытаний кран поднял 45-тонный груз. Гидравлический привод крана реализован на базе гидросистемы открытого типа по двухнасосной схеме, которая позволяет обеспечить совмещение выполнения основных крановых операций без взаимного влияния. Конструкция крана позволяет транспортировать его без разборки на трале либо железной дорогой, что с предыдущими моделями ДЭК было невозможно. Кроме того, новый 361-й ДЭК имеет кабину повышенной комфортности. Кабина имеет качественную шумоизоляцию, эффективную систему обогрева, стереосистему с CD-проигрывателем. В кабине установлено кресло оператора типа «Grammer», имеющее две консоли с элементами управления краном. Дизайн ДЭК-361 также отличается от предыдущих дизель-электрических кранов — он более современный и эргономичный.
Также среди отечественных производителей гусеничных кранов следует отметить Ульяновский механический завод № 2. Завод выпускает краны марок МКГС и МКТ. 40 -летний опыт работы в изготовлении грузоподъемной техники дает возможность коллективу завода работать и получать хорошие технико-экономические показатели своих кранов. Например, одна из моделей, выпускаемых заводом, — это тяжелый строительно-монтажный кран МКГС-100.1. Кран обладает большой грузоподъемностью (100 т) с электрическим (постоянный ток) приводом механизмов, что обеспечивает плавность при тонком управлении механизмами. Кран может работать как от собственного дизель-электрического агрегата, так и от внешней сети трехфазного тока напряжением 380В, частотой 50Гц (440В, 60Гц). Дизель-электрический агрегат выполнен в виде отдельного блока, не установленного на кран. Кроме того, изготовление крана по оригинальному принципу агрегатного построения позволило значительно облегчить демонтаж и транспортирование узлов по сравнению с другими кранами тяжелого класса. Для перевозки не требуется разборка опорно-поворотного устройства. Этот тяжелый гусеничный кран обеспечивает повышение КПД эксплуатации и сокращение сроков проведения строительных работ, отвечая нуждам монтажников. Морозостойкое исполнение крана, рассчитанное как норматив на работу при температуре до минус 40°С, позволит ему «сказать свое слово» при работе в районах с холодным климатом — занять «свое место» среди аналогичных кранов.
Особый класс!
В эту группу мы ВКЛЮЧИЛИ краны на гусеничном ходу, которые при этом обладают высокой маневренностью и мобильностью. Данные краны по своим функциональным возможностям близки к мобильным пневмоколесным машинам, но могут выполнять работы в условиях полного бездорожья, на котором даже многоосные полноприводные краны будут бессильны. Мобильные гусеничные краны высокой грузоподъемности выпускает ОАО «Сокол». Это модель «Сокол-80». Кран предназначен для использования в качестве мобильного средства большой грузоподъемности при аварийных работах на железнодорожном транспорте, а также может быть применен для перемещения тяжелых грузов в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Крановая поворотная часть имеет автономный силовой дизель, приводящий питающую насосную станцию. Насосная станция состоит из двух регулируемых гидронасосов, подающих силовое давление, и одного нерегулируемого, подающего давление управления, что позволяет совмещать рабочие операции. Кран оснащен системой самодиагностики, которая выводит на дисплей в кабину крановщика информацию о моменте опрокидывания, величине вылета, о фактической массе поднимаемого груза, о длине стрелы, о высоте подъема оголовка стрелы, об углах азимута поворотной платформы, наклона стрелы относительно горизонта, о давлении в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра, о текущем времени. Контрольно-диагностическая система КДС-С позволяет выявлять аварийные ситуации в работе силовой установки и электроагрегатов крана, осуществляет блокировку подъема и перемещения груза при крене платформы более 3°.
Мобильный кран средней грузоподъемности выпускает Юргинский машиностроительный завод. Модель КС-4671 имеет грузоподъемность 25 тонн. Крановая телескопическая установке монтируется на базовый трактор ТСН-4 алтайского производства. По своему конструктивному исполнению этот гусеничный кран не имеет серийных аналогов в России и СНГ. Он оснащен трехсекционной телескопической стрелой, удлинителем, гуськом. На шасси используются гусеницы шириной трака 600 мм (угол преодолеваемого подъема 15°), что обеспечивает высокую проходимость крана в условиях бездорожья. Гидропривод с сервоуправлением обеспечивает легкость и простоту управления краном, высокую плавность работы механизмов, широкий диапазон скоростей, совмещение крановых операций. Гусеничный кран оборудован прибором безопасности ОНК-140 с координатной защитой, регистратором параметров и защитой от опасного напряжения. Транспортная скорость передвижения крана составляет 15 километров в час. К безусловным достоинствам этих кранов следует отнести высокую оперативность и способность самостоятельно передвигаться от одной площадки к другой.