Рабочая зона экскаватора
Рабочая зона экскаватора это площадка, на которой размещен экскаватор, часть поверхности, с которой вынимают породу, а также площадка для установки транспортных средств, подаваемых под погрузку. Когда разработка ведется в отвал, к забою относится также площадка для размещения выгружаемой из ковша породы. По мере работы экскаватора рабочая зона перемещается. Размеры и форма рабочей зоны зависят от размеров экскаватора, типа рабочего оборудования и его размеров.
При всех экскаваторных работах рабочую зону проектируют так, чтобы можно было лучше использовать оборудование, добиваться высокой производительности труда и снижения стоимости работ. В последнее время распространение получили технологические карты на установку экскаваторов в забое, В этих картах регламентированы размеры забоя, расстановка транспортных средств, величины передвижек и т. п
Экскаватор с прямой лопатой : рабочая зона
Экскаватор с прямой лопатой конструктивно приспособлен для выемки породы выше уровня стоянки экскаватора. Жесткое крепление ковша позволяет работать как в отвал, так и с погрузкой в транспортные средства. Однако сравнительно небольшие размеры: делают целесообразным использование экскаватора с прямой лопатой в первую очередь для погрузки породы в транспортные средства. Рабочие размеры экскаваторов рассматриваемого типа определяются
емкостью ковша,
длиной стрелы и рукояти,
также углом наклона стрелы.
Основным и рабочими размерами экскаватора, оборудованного прямой лопатой, являются:
радиус копания – горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до зубьев ковша при копании; различают радиус копания на уровне стоянки, или радиус планировочной площадки, и наибольший радиус копания при максимально выдвинутой рукояти;
высота копания – вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до зубьев ковша при копании (наибольшая высота копания соответствует максимально поднятой рукояти);
радиус выгрузки – горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до середины ковша при разгрузке; различают радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки и наибольший радиус выгрузки;
высота выгрузки – вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до нижней кромки открытого днища ковша в процессе вы грузки (наибольшая высота выгрузки соответствует максимально поднятому ковшу)
глубина копания – расстояние от уровня стоянки экскаватора до зубьев ковша при копании ниже уровня стоянки.
Для сокращения передвижек экскаватора и числа горизонтов выгодно увеличивать высоту забоя. Однако это увеличение ограничивается соображениями безопасного ведения работ. Рациональная высота забоя определяется также длиной пути, который должен проделать ковш, снимая нормальную стружку, до полного наполнения. Ширина забоя, как правило, определяется размерами рабочего оборудования; расстояние между экскаватором и транспортными средствами выбирается таким, чтобы создавались условия для работы с наименьшими углами поворота.
Экскаватор драглайн : рабочая зона
Большие, чем у прямой лопаты, размеры рабочего оборудования драглайна дают преимущества при работе с выгрузкой породы в отвал или при укладке ее непосредственно в возводимое сооружение. Гибкое крепление ковша делает несколько менее удойной выгрузку породы в транспортные средства (по сравнено с прямой лопатой). Однако, как показывает практика, погрузка драглайном в автотранспорт успешно применяется многими машинистами. В настоящее время для погрузки породы в автотранспорт широко применяют драглайн с ковшом емкостью до 1 м3.
Экскаватор драглайн : рабочие размеры
Основные рабочие размеры рассматриваемого экскаватора определяются
емкостью ковша,
длиной стрелы,
углом наклона стрелы
величиной заброса ковша за пределы горизонтальной проекции стрелы.
Экскаватор драглайн характеризуется следующими рабочими размерами
радиус выгрузки – горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до середины ковша при выгрузке;
высота выгрузки – вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до нижней кромки ковша при выгрузке;
радиус копания – горизонтальное расстояние от оси вращения экс каватора до зубьев ковша при копании, различают радиус копания без за броса ковша и радиус копания с забросом ковша;
глубина копания – вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до дна разрабатываемой выработки (котлована, траншеи и т. п.).
Экскаватор драглайн : глубина копания
У драглайна различают глубину копания при тупиковом забое и при боковом. Глубина копания драглайна при тупиковом забое значительно больше глубины копания при боковом забое (за счет второго откоса уступа или траншеи). При продольной разработке забоя экскаватор движется вдоль его оси в пределах полосы, на которой вынимается порода, причем первоначально экскаватором разрабатываются два откоса. Породу можно укладывать в двусторонние или односторонние отвалы или грузить в транспортные средства. При поперечной схеме экскаватор разрабатывает лишь один откос. При этом породу можно укладывать в односторонний отвал или грузить в автомашины. Угол поворота при продольной разработке забоя составляет в среднем 70 – 80°. Для поперечной разработки забоя экскаватор устанавливают сбоку, и он копает поперек оси движения. При погрузке в автотранспорт средний угол поворота составляет 80 – 90°, а при работе в отвал 160 – 170°. Такая схема работ целесообразна, когда необходимо увеличить ширину выемки и дальность переноса породы.
Экскаватор с обратной лопатой : рабочая зона
Экскаватор с обратной лопатой предназначен для выемки породы ниже уровня стоянки. Экскаватор с обратной лопатой ведёт работу в рабочей зоне, аналогичной, рабочей зоне экскаватора драглайна. На рис.4 приведены рабочие размеры экскаватора с обратной лопатой. Обычно ось рабочего перемещения экскаватора для уменьшения угла поворота смещается в сторону транспортного пути. Автомобили устанавливаются таким образом, чтобы во время загрузки угол между стрелой экскаватора с обратной лопатой и продольной осью автомобиля был около 40°. Проводить ковш экскаватора с обратной лопатой над кабиной автомобиля нельзя.