Дорожные катки: классификация и основные характеристики

При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить. В дорожном строительстве выделяют три способа уплотнения:
  — укатку;
  — уплотнение;
  — виброуплотнение.
  Основной машиной, осуществляющей уплотнений дорожного покрытия, являются дорожные катки. Множество фирм выпускают катки различного вида, мощности и веса. Среди характеристик, влияющих на качество уплотнения, стоит отметить следующие:
  — массу катка;
  — площадь контакта вала с уплотняемым слоем;
  — скорость укатки;
  — число проходов.
  Если рассматривать дорожные катки с различных сторон, то и классификацию можно дать разную, в зависимости от рассматриваемых особенностей.
  Классификация первая: по виду рабочего органа. Здесь выделяют катки:
  — с гладкими вальцами;
  — решетчатые;
  — кулачковые;
  — пневмоколесные;
  — комбинированные.
  Если гладкие вальцы известны всем, то назначение остальных стоит рассмотреть отдельно. Решетчатый каток имеет обечайку в виде решетки из литых металлических элементов. Он создан для уплотнения грунта, как связного, так и несвязного. Наличие решетки помогает разбивать комки и другие плотные образования. Кулачковые катки имеют на обечайках закрепленные кулачки. Основное их применение – рыхлые связные грунты толщиной не более 22-30 см. Особенность прохода кулачковым катком заключается в том, что первоначально кулачки уходят в грунт целиком и даже валец может в него погрузиться. Но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки предназначены для длительного приложения нагрузки к уплотняемой поверхности. В комбинированном катке устанавливаются различные вальцы, что усиливает качество его работы. Чаще всего комбинируют пневмоколесный вариант с виброколесным. Такая машина становится более универсальный и хорошо уплотняет фактически любой грунт.
  Классификация вторая: по принципу действия.
  Здесь существует два вида катков: статические и вибрационные. Статический каток движется по уплотняемому материалу, оказывая на проходимые поверхности стандартное давление. А вибрационный каток воздействует на уплотняемый слой как за счет силы тяжести, так и воздействуя на него в силу периодических колебаний. Использование вибрационного катка уменьшает количество проходов катка по следу в 1,5-3 раза в зависимости от грунта.
  Классификация третья: по способу передвижения. Здесь выделяют:
  — прицепные (масса полностью передается на уплотняемый материал);
  — полуприцепные (часть массы передается на тягач);
  — самоходные.
  Классификация четвертая: по числу осей. Катки бывают одноосные, двухосные, трехосные.
  Классификация пятая: по количеству вальцов. Здесь выделяют одновальцовые, двухвальцовые, трехвальцовые.
  Последние две классификации порождают всевозможные виды катков в зависимости от модельного ряда производителя.
  Таким образом, рассматривая катки с точки зрения классификации, надо прежде всего отметить, что дорожный каток выбирается в зависимости от выполняемых функций и особенностей уплотняемых поверхности. Выбирая каток – действуйте с умом.