Есть такая народная глупость: «землекоп и две лопаты заменяют экскаватор». Может и так, но вероятнее всего не только землекоп с двумя лопатами, но и десять землекопов с соответствующим числом инструмента экскаватор не заменят. По крайней мере, на современной стройке, как правило, не обходятся без двух замечательных машин — вышеупомянутого экскаватора и погрузчика. Продажей экскаваторов занимается множество фирм
Экскаватор, как уверяет Большая Советская Энциклопедия, обязан своим названием латинскому слову excavo — долблю, выдалбливаю. Конечно, приходится иногда и подолбить, но в основном все же экскаватор используют для разработки грунта путем выкапывания его и помещения в транспортные средства или в отвал.
Экскаваторы бывают разные, но чаще мы сталкиваемся с одноковшовыми гусеничными или колесными экскаваторами. Остановимся подробнее на их классификации.
По типу двигателя экскаваторы бывают дизельными или электрическими. Электрические экскаваторы встречаются, прямо скажем, не часто, и если и используются, то только при стационарной работе, например, в карьере. Дизельные же экскаваторы используются в строительстве повсеместно.
По типу передачи движения от двигателя к рабочим механизмам экскаваторы делятся на механические и гидравлические. Механические экскаваторы представляют собой внушительные агрегаты, страшно гремящие и размахивающие ковшом, подвешенным на цепях и тросах. У таких экскаваторов движение передается непосредственно от двигателя ко всем механизмам с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных и других механических передач. Гидравлические экскаваторы шумят куда меньше, священного трепета, как правило, не вызывают, вообще, выглядят более дружелюбно. У гидравлических экскаваторов роль трансмиссии выполняют гидронасос (один или несколько), трубопроводы и гидродвигатели (гидромоторы или гидроцилиндры). В трубопроводах циркулирует рабочая жидкость, передающая энергию от насосов к гидродвигателям, которые приводят рабочие механизмы в движение. Те и другие экскаваторы имеют свои плюсы и минусы, но все последние модели экскаваторов работают на гидравлической основе — гидравлика, все-таки, не в пример безопаснее и эффективнее.
Это основные отличительные характеристики экскаваторов, но, разумеется, машины различаются еще по очень многим параметрам — назначение, мощность, размер, объем ковша и так далее. Кроме того, существуют «гибриды», например, всем известная «Беларусь», совмещающая в себе качества трактора, экскаватора и бульдозера. В последнее время широкое распространение получили «экскаваторы-погрузчики», внешним обликом напоминающие родную «Беларусь», и позволяющие производить как копание, так и погрузку.
Но для погрузки в основном используют все же специальную машину — собственно, погрузчик.
Погрузчик, по уверениям Большой Советской Энциклопедии, есть не что иное, как самоходная (гусеничная или колесная) подъемно-транспортная машина для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов.
По типу двигателя погрузчики бывают электрические, дизельные и газобензиновые. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Электропогрузчики — самые дорогие, требуют отдельного помещения для подзарядки, без оной работают, как правило, не более 12 часов, часто боятся перепадов температур. С другой стороны — электропогрузчики практически бесшумны, не требуют регистрации в госорганах, электропогрузчики проще устроены, не выделяют выхлопных газов, не нагреваются при работе.
Автопогрузчики — дизельные и газобензиновые — более востребованы в настоящее время. Очевидно, это происходит из-за их гораздо более низкой цены по сравнению с электропогрузчиками, и их мобильности. Кроме того, автопогрузчики не требуют постоянной подзарядки.
Однако автопогрузчики имеют существенные недостатки. Они гораздо более шумные, вырабатывают выхлопные газы и сильно нагревают окружающий воздух при работе — все это существенно затрудняет их использование в помещениях. Но все это относится в большей мере к дизельным погрузчикам, которые, в то же время, более экономичны, чем газобензиновые. Последние менее шумны и вредны, и могут, в принципе, работать и в помещении.
По типу погрузочного оборудования погрузчики бывают фронтальные и вилочные.
Фронтальные ковшовые погрузчики предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ с сыпучими и кусковыми материалами. Фронтальные погрузчики позволяют проводить смену навесного оборудования («рабочих органов»), в зависимости от условий погрузки.
Фронтальные погрузчики постоянно совершенствуются — появляется возможность боковой разгрузки и проч.
Вилочные погрузчики предназначены для подъема и транспортировки штучных, в том числе и крупногабаритных грузов и их последующего штабелирования. А также проведения погрузо-разгрузочных и строительно-монтажных работ, для чего погрузчик может быть дополнительно оснащен монтажным крюком. Вилочные погрузчики применяются в коммунальном хозяйстве, в лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также для работ на складах, в транспортных терминалах и портах.
Кроме того, погрузчики различаются по типам рабочих органов, массе, мощности, грузоподъемности, объему ковша, типу и высоте мачты, и по многим другим показателям.
В заключении хотелось бы заметить, что технологии производства строительной техники развиваются стремительными темпами, и сейчас у потребителя есть возможность выбора уже из тысяч моделей экскаваторов, погрузчиков, и другой техники. Главное — чтобы голова не закружилась от такого разнообразия.