Ни для кого не секрет, что качество дорог — одна из самых насущных российских проблем. Прочность дорожного покрытия напрямую зависит от глубины уплотнения материала, поэтому необходимо разобраться — какая техника для этого наиболее эффективна.
Для получения проектных размеров земляного сооружения в процессе строительства грунт после отсыпки уплотняют укаткой, трамбованием, вибрацией и вибротрамбованием. В результате его частицы смещаются и укладываются более компактно за счет вытеснения жидкой и газообразной фаз.
На сегодняшний день виброкаток считается одним из самых эффективных технических средств, способных справиться со сложными строительными задачами. Изначально катки были задуманы для уплотнения сыпучих материалов, таких как щебень, гравий и др. при возведении отсыпаемых послойно насыпей, плотин, дамб, оросительных сооружений и водохранилищ. Однако со временем удалось уменьшить размеры катка, что позволило применять его в дорожном строительстве.
Совместное действие на материал гравитационных и возмущающих сил, генерируемых вибратором, позволяет получать требуемую плотность грунта при меньшей массе катка. Так, за счет этого, при уплотнении песков она может быть снижена примерно в пять раз, при супесях — в два раза, а при уплотнении средних и тяжелых суглинков на 10-30%. А ведь чем меньше масса- тем меньше цена. Эффективность вибрационного воздействия снижается с увеличением содержания в грунте глинистых частиц. Поэтому для уплотнения связных и высокосвязных грунтов требуется техника «потяжелее».
Однако возникает проблема: масса катка должна непременно оставаться постоянной, чтобы выдерживались заданные параметры вибрационного воздействия. Каждая модель обеспечивает высокое качество уплотнения слоя асфальтобетона только определенного состава, толщины и температуры. На иных поверхностях каток теряет свою эффективность, и необходимо заменять его приспособленной к этим условиям моделью. Кроме этого, нужно помнить, что при изменении температуры поверхности требуется постепенно менять уплотнительную силу катка. В какой-то степени все эти проблемы решаются соблюдением технологий укладки и подбором оптимального состава. Но и рынок не стоит на месте : в продажу поступает всё больше катков с плавным (ступенчатым) изменением амплитуды от нуля до максимума. На сегодняшний день в нашей стране используются виброкатки на базе «Кировца» весом 3 тонны при диаметре вальца 1,2 м.
Глубина уплотнения грунта таким катком составляет 0,6 м. В западноевропейских странах широкое распространение получили самоходные двухвальцовые виброкатки массой 600-1200 кг при диаметре вальцов 400-600 мм и ширине, превышающей их диаметр в 1,4 — 1,7 раза. Постепенно внедряется самоходный виброкаток, предназначенный для уплотнения различных связных и несвязных грунтов в дорожном, аэродромном, гидротехническом и других видах промышленного строительства. Это единственная машина подобного класса: она характеризуется высокими параметрами производительности и экономичности. Ее исключительно компактная конструкция позволяет работать в условиях ограниченного пространства с очень небольшими зазорами между краями катка и стенами. Но не только техническим характеристикам катка уделяется столько внимания со стороны производителей.
Дизайн и оборудование рабочей кабины по комфорту практически приблизились к салону автомобиля. Каждый каток оснащен оригинальной рулевой колонкой – автономным постом управления, состоящим из рулевого колеса, имеющего все требуемые регулировки по наклону и высоте, насоса-дозатора и рычагов управления. Всё это дает возможность использовать виброкатки не только частными строительными компаниями, но и коммунальными службами. Это надёжные, мощные и экономичные машины, приспособленные для работы как в стесненных городских условиях, так и в удалённой местности — «жемчужина» любого парка строительной спецтехники.