Выбор башенных кранов для выполнения работ по возведению здания или сооружения осуществляется в два этапа. На первом этапе, исходя из габаритов возводимого здания (сооружения), максимальной массы сборного элемента и его расположения в плане здания, размеров строительной площадки (условий стесненности производства работ) выбирают краны (стреловой, башенный и др.), которые по своим техническим характеристикам могут обеспечить выполнение технологических операций и процессов.
На втором этапе выбирают конкретную модель крана на основе выполнения расчетов сравнительного экономического эффекта.
Принципиальным отличием всех видов кранов от других строительных машин цикличного действия является то, что они в большинстве случаев в течение рабочей смены и даже одного машино-часа используются для выполнения трех различных технологических процессов: монтажа сборных элементов, вертикального транспорта материалов и погрузки или разгрузки различных материалов и конструкций. Процессы погрузки (разгрузки) и вертикального транспорта включают технологические операции зацепления груза (вручную), его горизонтального и вертикального перемещения (механизированным способом), отцепления груза (вручную) и возврата крюка в первоначальное положение (механизированным способом), а в процессе монтажа кроме указанных выполняют операции посадки в проектное положение одновременно вручную и механизированным способом), выверки и закрепления конструкции в этом положении (также вручную и механизированным способом для поддержки конструкции до lee закрепления).
Продолжительность цикла в каждом из технологических процессов различна и зависит от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, определяющих виды грузов, от удобства их зацепления грузозахватными устройства-i ми, высоты подъема или расстояния горизонтального перемещения грузов, необходимости поддержки груза (сборного элемента) в ходе выполнения технологических операций по его выверке и закреплению в проектном положении и меньше всего от скоростных характеристик крана (скорость подъема и опускания крюка, поворота, перемещения крана или грузовой тележки и пр.).
Так, при монтаже 12-этажных крупнопанельных зданий продолжительность выполнения полностью механизированных операций в среднем составляет 15…20% продолжительности монтажного цикла. При монтаже колонн и большепролетных ферм одноэтажных промышленных зданий продолжительность выполнения этих операций не превышает 10 % монтажного цикла. Только при монтаже многоэтажных зданий (выше 12-го этажа) увеличение скорости подъема и опускания крюка начинает влиять на продолжительность монтажного цикла и цикла вертикального транспорта строительных грузов. Именно поэтому у кранов с большой высотой подъема крюка имеется повышенная скорость его опускания.
При выполнении технологических процессов погрузки (разгрузки) строительных грузов скоростные характеристики кранов практически не оказывают влияния на время цикла в связи с его малой продолжительностью (в среднем 1,5…2 мин) и невозможностью увеличения скорости поворота крюка, так как это неизбежно приведет к увеличению раскачки груза, увеличению затрат времени на его «успокоение» и тем самым к увеличению продолжительности цикла погрузки (разгрузки) и снижению производительности крана.
В этой связи техническая производительность кранов определяется по каждому их виду в зависимости от области применения, для которой они предназначены, имея в виду, что автомобильные краны преимущественно заняты на погрузке и разгрузке строительных грузов — в среднем 70…90 % рабочего времени (в зависимости от их грузоподъемности), а остальное время — на монтаже и вертикальном транспорте строительных грузов. Гусеничные и пневмоколесные краны заняты на монтаже конструкций 65…80 % рабочего времени, около 10% на вертикальном транспорте грузов, а остальное время на выполнении погрузки и разгрузки строительных грузов. Башенные краны в зависимости от грузоподъемности и высоты подъема крюка, определяющих область их применения, от 30 до 70% заняты на монтаже конструкций, 25…35 % — на вертикальном транспорте грузов и от 5 до 35 % — на погрузке и разгрузке строительных грузов.
В связи с большой разновесомостью строительных грузов (от 0,1 т до 10 т для жилых и общественных зданий и до 100…120 т при крупноблочном монтаже промышленных зданий и сооружений) Мг в среднем не превышает 20 % максимальной грузоподъемности башенного крана. При этом чем выше грузоподъемность крана, тем меньше средняя масса поднимаемого груза.