МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ОДНОКОВШОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Москва
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения
РАЗРАБОТЧИКИ
А.А. Яркин, Г. Л. Ратнер (руководители темы), И. К. Стратилов, О. А. Ковырова, Е. А. Востокова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.11.80 № 5488
3. ВЗАМЕН ГОСТ 16391-70
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта
ГОСТ 15.001-88
1.6
ОСТ 22 1666-86
2.1
РД 50-204-87
2.4а
ТУ 22-5949-85
1.10
ТУ 22-5685-84
1.10
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17.07.92 № 722
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1999 г.) с Изменением № 1, утвержденным в августе 1986 г. (ИУС 11-86)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ОДНОКОВШОВЫЕ
Правила приемки и методы испытаний
Single bucket front loaders.
Acceptance rules and test methods
ГОСТ
16391-80
Дата введения 01.01.82
Настоящий стандарт распространяется на строительные фронтальные одноковшовые погрузчики на специальных шасси и специальных модификациях промышленных тракторов и тягачей (далее — погрузчики), предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных и землеройно-транспортных работ в строительстве и устанавливает правила приемки и методы испытаний.
Стандарт не распространяется на полуповоротные и перекидные погрузчики, а также специальные погрузчики (шахтные, трюмные, вилочные и др.).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1.1. Погрузчики должны подвергать приемо-сдаточным и периодическим испытаниям.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2. (Исключен, Изм. № 1).
1.3. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый погрузчик.
1.4. Периодическим испытаниям подвергают один погрузчик не реже одного раза в год.
1.5. Приемо-сдаточные испытания должны включать:
— визуальный осмотр, при котором проверяют комплектность погрузчика, наличие пломб и маркировки на сборочных единицах и деталях погрузчика, отсутствие видимых дефектов в сварных швах и окраске;
— проверку давления воздуха в шинах;
— проверку работы погрузчика вхолостую и под нагрузкой, при которой проверяют перемещение рабочего органа, герметичность всех звеньев привода рабочего органа, надежность крепления трубопроводов гидросистемы и проводят вывешивание погрузчика (для оценки прочности металлоконструкции);
— опробование погрузчика в пробеге на всех рабочих и транспортных скоростях в течение не менее 15 мин.
Результаты приемо-сдаточных испытаний заносят в формуляр погрузчика.
1.6. Периодические испытания проводят в эксплуатационных условиях в течение 50 ч на погрузчиках, прошедших приемо-сдаточные испытания. При испытаниях проверяют герметичность гидросистемы и прочность элементов металлоконструкций.
Результаты периодических испытаний оформляют протоколом по ГОСТ 15.001.
1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.7 — 1.9. (Исключены, Изм. № 1).
1.10. С погрузчиком, подлежащим периодическим испытаниям, представляют эксплуатационную документацию в соответствии с ТУ 22-5949–85, ТУ 22-5685–84, а также акт предыдущих периодических испытаний.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.11, 1.12. (Исключены, Изм. № 1).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Для испытаний следует применять аппаратуру по ОСТ 22 1666–86.
2.1.1. Перечень аппаратуры должно составлять предприятие-изготовитель для погрузчика каждого типоразмера и вида испытаний.
2.1.2. Приборы и оборудование должны иметь паспорт (клеймо) государственной или ведомственной поверки.
2.2. Приемо-сдаточные испытания
2.2.1. Испытания проводят без разборки и снятия агрегатов с машины.
2.2.2. Проверку работы погрузчика на холостом ходу проводят путем включения (не менее трех раз) рычагов управления погрузочным оборудованием при работающем двигателе.
2.2.3. Проверку перемещения стрелы для транспортного положения (ковш запрокинут) и положения максимального подъема (ковш запрокинут во время подъема и опрокинут при опускании) проводят путем включения рычага управления стрелой соответственно на подъем и опускание, кроме того, опускание стрелы должно проводиться также при установке золотника распределителя в плавающее положение (если это положение распределителя имеется); проверку запрокидывания и опрокидывания ковша также проводят путем включения рычага управления ковшом соответственно на подъем и опрокидывание.
Обкатку гидросистемы рабочего оборудования необходимо проводить при работе в течение не менее 10 циклов.
2.2.4. Проверку работы погрузчика под нагрузкой проводят при воздействии динамических нагрузок. Ковш с номинальным грузом необходимо пять раз поднять на максимальную высоту, затем опустить вниз и на уровне максимального вылета резко затормозить, установив рычаг распределителя в положение «заперто-нейтрально».
2.2.5. Вывешивание погрузчика выполняют, поднимая переднюю часть машины при упоре на режущую кромку или зубья ковша и заднюю часть машины при защемлении ковша на уровне опорной поверхности.
2.3. Периодические испытания
2.3.1. Для оценки герметичности гидросистемы проверяют, не протекает ли жидкость через уплотнения, соединения рукавов высокого давления и трубопроводов.
2.3.2. Оценку прочности металлоконструкций выполняют при вывешивании передней и задней частей погрузчика (см. п. 2.2.5).
2.4, 2.4.1 — 2.4.20. (Исключены, Изм. № 1).
2.4а. Сбор информации по надежности для периодических испытаний проводят по РД 50-204–87.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
Разд. 3. (Исключен, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. № 1).